Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В детском саду оборудованы:
- 12 групповых ячеек, состоящих из раздевальной (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповой комнаты для игр, организации образовательной деятельности и приёма пищи, спальни, буфетной (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья посуды), туалетной (в группах младшего возраста совмещенной с умывальной);
- кабинет учителя-логопеда (2);
- кабинет педагога-психолога;
- спортивный зал
- музыкальный зал оснащён современным оборудованием:фортепиано, мультимедийным оборудованием, ноутбуком и стереосистемой;
- методический кабинет;
- помещения для организации питания (пищеблок);
- административные, служебные и вспомогательные помещения: кабинет заведующего, медицинский кабинет, прачечная.
Оснащение учебных помещений, используемых для реализации образовательной программы МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба
К объектам спорта МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба относятся:
- Физкультурный зал,
- Физкультурная площадка,
- Физкультурные центры в каждой групповой комнате (11).
На территории детского сада оборудована спортивная площадка (паспорт площадки спортивной). У каждой возрастной группы имеется отдельный прогулочный участок с верандой, цветником, малыми формами и стационарным оборудованием. С целью приобщения дошкольников к труду на каждом прогулочном участке благоустроены клумбы.
Библиотека
Библиотека учреждения представлена методическими пособиями для реализации образовательной программы и художественной литературой для чтения детям. Обновление книжного фонда происходит в основном за счет приобретения методической литературы. Выбор программ и методических пособий, используемых в образовательном процессе, осуществляется из числа входящих в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ дошкольного образования. Выбор программ и пособий обосновывается и принимается решением педагогического совета и утверждается приказом заведующего.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Доступная среда
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ ДС Дельфиненок рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ.;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. В учреждении функционируют группы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.
Зачисление в группы компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется на основании заключения Среднеахтубинской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия родителей (законных представителей) воспитанников по их заявлению.
В группах компенсирующей и комбинированной направленности ( подготовительных группах № 8, №12 , старших группах № 5, № 11, средней группе № 7, групп кратковременного прибывания № 1) осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Содержание образовательного процесса определяется рабочими программами учителей-логопедов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский Сад «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского Района Волгоградской Области, Адаптированной образовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области для ребенка с задержкой психического развития, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Функционирует разновозрастная группа кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. № 1.
МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба посещают 3 ребенка инвалида, 5 детей с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк) ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется педагогом-психологом, учителем-логопедом, тьютором, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, планы работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и утверждаются на заседании ППк ДОУ. Проводится диагностическое обследование с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям.
В каждой группе создано зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства: творческий центр, центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр двигательной активности, уголки уединения, речевые уголки для работы с детьми по заданию учителя-логопеда.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНВАЛИДАМ
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»
В.А.Сухомлинский
В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к нестандартным детям. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»
Социальный ролик "Самый счастливый" Дети с ограниченными возможностями
"Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам" (брошюра для родителей)
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Нормативная документация:
Концепция ФГОС для обучения с ОВЗ
Оценка качества образования детей с ОВЗ
Письмо МОиН РФ от 13.01.2016 № VK-1507 O направление МР о раннем выявлении отклонений
Письмо МО РФ от 27.03.2000 №27-901-6 О ПМП консилиуме ОУ
Письмо МОиН РФ от 07.06.2013 ИР-535.07 О коррекционном и инклюзивном образовании
Локальные акты ДОУ:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), нарушением интеллекта, нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области Скачать
Положение об организации инклюзивного образования в МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба.
Приказ от31.08.2022 № 198 "О сопровождении инвалидов в помещениях и на прилегающей территории ДОО"
Консультации:
Консультация для воспитателей по мелкой моторике рук
Консультация для родителей особенности адаптации детей с ОВЗ
Консультация для родителей “Ребенок с ОВЗ”
Направления работы ДОУ с родителями
Предоставление образовательных услуг детям с ОВЗ
В нашем детском саду осуществляется:
Предоставление услуг в дистанционном режиме
-по телефону: 8(84479) 5-19-45.
-письменно в электронном виде с помощью электронных сервисов: электронная почта dcdelfinenok@yandex.ru
- официального сайта Официальный сайт МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба - Ошколе.РУ (oshkole.ru)
Дистанционно услуги предоставляются для следующих категорий инвалидов и других маломобильных граждан
Консультирование и информирование родителей (законных представителей) воспитанников по порядку приема (зачисления),порядку предоставления компенсации родительской платы;по вопросам обучения и воспитания, ознакомления с нормативными локальными актами учреждения и др.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому). По месту жительства инвалида ( на дому) для следующих категорий инвалидов и других маломобильных граждан. Данная услуга оказывается при необходимости - помощь в заполнении необходимых документов для получения услуги, совершении других, необходимых для получения услуги действий.
Предоставление инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) - не осуществляется.
Помощь, оказываемая работниками организации социальной сферы, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации социальной сферы и на прилегающей территории - осуществляется.(Приказ от 31.08.2022 № 198)
Оборудование входных групп пандусами ( подъемными платформами) - нет.(Входная группа без ступенек)
Парковки транспортных средств. Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств есть парковка для инвалидов с личным транспортом. Спортных средств инвалидов на территории учреждения - нет.
Адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов -нет.
Сменных кресел - колясок - нет.
Специально оборудованных санитарно- гигиенических помещений в организации социальной сферы. В ДОУ оборудован отдельный туалет для персонала и посетителей на 1 этаже.
Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения, дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
![]() |
![]() |
На первом этаже оборудованы зона ожидания.
Внутри ДОУ присутствует понятная навигация, помогающая ориентироваться внутри здания.